МКОУ "Иванинская СОШ" Курчатовского района
Курская область, Курчатовский район, пгт Иванино
  • Логопедическая служба

    Советы учителя-логопеда для родителей.

    Даже очень хорошие специалисты

    являются временными в жизни ребенка, в то время

    как его семья с ним всегда; от того, насколько

    родители ощущают себя ответственными за путь

    своего ребенка, насколько понимают его

    настоящие проблемы, зависит как возможность

    положительной динамики в состоянии ребенка, так и

    просто более полная и  счастливая жизнь его семьи.

    Памятка для родителей

       В нелегкой работе по преодолению недостатков речи  у детей родителям необходимо: 

    • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если  

       он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы

       взрослых;    

    • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной,

      неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

    • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

    • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению

      звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

    • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу

       в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его

       познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального  

       развития.

    Родителям важно знать:

    • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком- одно из

       обязательных условий правильного речевого развития;

    • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является

       самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка

       от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

    • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в

       занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить,

       что они необходимы;

    • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа

       утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие

       значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их  

       более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;

    • занятие не следует перегружать заданиями;

    • на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению

       звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;

    • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

    Уважаемые родители!

      Помните, что ваши дети постоянно нуждаются в вашей помощи, в вашем внимании, в вашем добром слове.

    1. Правильная речь ребенка зависит от правильного воспитания в семье.
    2. Если у ребенка нарушена речь, то в семье необходимо соблюдать речевой режим.
    3. Родители, находясь с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении, о происхождении.Чем шире и богаче словарь, тем глубже его мышление.
    4. Важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах, выражениях.
    5. Не заставляйте ребенка-логопата по несколько раз переписывать домашнее задание.
    6. Новый текст по чтению нужно сначала прочитать взрослому, затем побеседовать по вопросам и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст с использованием указки.
    7. Важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг.

    Если ваш ребенок неправильно произносит звуки, то нужно:

    • подготовить его речевой аппарат: язык, нижнюю челюсть, мягкое нёбо к постановке звукапутем упражнений;

    • учить ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать  

      составные части слова, развивать речевой слух;

    • контролировать правильное произнесение звука в словах,  предложении, речи;

    • постоянно обращаться за советом и помощью к логопеду;

    • использовать разные игры, потешки, загадки, чистоговорки, скороговорки для закреплениязвука:

       «Бобр добр до бобрят».

             «Проворонила ворона вороненка».

             «От топота копыт пыль по полю летит».

             «Болтунья болтала, пока не переболтала».

            «Шишки на сосне, шашки на столе».

           «Спит спокойно сытый сом, смотрит сладко сотый сон».

           «На скамейку мама села, справа- Сева, Слава- слева»

            « Я бродил один у горки, собирал скороговорки».

            «Змея шипит, жук жужжит».

            «Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны».

            «Шапка да шубка, вот он наш Мишутка».

            «У ёлки иголки колки, иголки колки у ёлки».

            «Волки рыщут, пищу ищут».

            «Зелены, да колки зеленые иголки».

           «Береги нос в сильный мороз».                              

           «Коси коса, пока роса. Роса долой, и мы домой».

           «Заглянет солнце и к нам в оконце».

           «Спасибо, мороз, что снегу нанес».

           «В шалаше много шалунов».

           «Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел».

    Игры для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи

           Игры вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, что в дальнейшем облегчает формирование навыка письма. Игры отличаются простым оборудованием и доступной родителям методикой проведения, поэтому могут быть рекомендованы для занятий с детьми в домашних условиях.

    Волшебный карандаш

    Цель. Развитие внимания, слухо- моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.

    Оборудование. Простой неотточенный карандаш с гранёной поверхностью.

             Взрослый дает ребенку карандаш и говорит:

       - Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.

       -Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянными пальцами правой и левой рук, покрути его вперед и назад.

       -Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук.

      - Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой- средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы рук, имитируя движения ножниц.

    Сокровища гномов.

    Цель. Развивать мелкую моторику, умение поочередно действовать правой и левой рукой, воспитывать точность движений пальцев рук.

    Оборудование. Контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить.

        Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»:

       -Чем в сказке занимались гномы? (Искали сокровища). Где они работали? (В подземелье, в пещерах). А ты хочешь помочь гномам? Тогда давай отправимся в пещеру, где они работают. Закрой глаза и считай до пяти. (Ребенок закрывает глаза.Во время счета взрослый ставит на стол контейнер с песком, в котором закопаны бусины.) Открой глаза. Я знаю, что в этом песке закопаны бусины. Попытайся найти их и нанизать на нитку.

            Игру можно усложнить, закопав в песок бусины разного цвета, размера, фактуры или предложив нанизывать бусины на нитку по схеме. Искать бусины можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток.

    Выгладим платочек

    Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их

    гибкость, учить прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и слаженность обеих рук.

    Оборудование. Лист фольги.

          Взрослый предлагает ребенку помочь Золушке постирать и погладить  платочек.

    Ребенок  берет со стола лист фольги, мнет его двумя руками, превращает его в комок, т.е. «стирает». Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь пальцами двух рук. Необходимо обратить внимание ребенка на очередность действий каждой рукой в процессе разглаживания, а также качество выполнения работы: «платочек должен быть гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым».

    Массаж рук

    Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук, отрабатывать слаженность движений обеих рук, навыки зрительного контроля, формировать целенаправленные действия, учить распределять нагрузку, координировать движения пальцев рук.

    Оборудование. Массажные резиновые мячики с шипами двух размеров: 8-10 см и 4-5 см.

    • Покатать мячик (8-10 см) между ладонями.

    • Покатать по столу мячик сначала правой, потом левой рукой.

    • Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Переложить

      мяч в левую руку, выполнить аналогичноедействие.

    • Взять мяч, зажать его между ладонями, пальцы рук направить вверх, соединить.

       Наклонить сложенные ладони влево, нажать верхней ладонью на мяч. Затем наклонить  

       вправо, нажать верхней ладонью на мяч. Повторить упражнение 4 раза.

    • Повернуть правую руку ладонью вверх, положить на нее мячик и обхватить его  

       пальцами. Согнуть кисть руки и разогнуть. Движение выполнять 4 раза. Переложить

       мяч в левую руку, повторить то же самое.

    • Взять мяч в каждую руку. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Если

       ребенку трудно, можно предложить попеременное выполнение упражнения.

    • Взять мячи разного диаметра, сжимать и разжимать пальцы рук.

    • Катать мяч (диаметр 4-5 см) каждым пальцем сначала правой, а затем левой руки.

    • Катать мяч (диаметр 4-5 см) одним- двумя пальцами правой руки по поверхности

       левой ладони, каждого пальца левой руки и наоборот.

                                                

    Развиваем пальцы и совершенствуем речь детей

    Гимнастика для пальчиков

    Развиваем моторику

        Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие  движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

        Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение движений  пальцами приводит к  возбуждению в речевых центрах головного мозга.
    2. Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
    3. Ребенок учится концентрировать и распределять внимание.
    4. Речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
    5. Развивается память ребенка.
    6. Развивается воображение и фантазия.
    7. Упражнения облегчат овладение навыком письма.

    Упражнения для кистей рук:

    • развивают подражательную способность, не требуют тонких дифференцированных

       движений;

    • учат напрягать и расслаблять мышцы;

    • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

    • учат переключаться с одного движения на другое.

    «Фонарики»

    Фонарики зажглись! (пальцы выпрямлять)

    Фонарики погасли! (пальцы сжать)

    «Месим тесто»

    Тесто мнём, мнём, мнём!

    Тесто жмём, жмём, жмём!

    (Сжимаем и разжимаем руки в кулачки).

    Пироги мы испечём!

    (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

    «Деревья»

    В поле дерево стоит, ветер ветки шевелит.

    (Покачивать руками из стороны в сторону).

    Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо!

    (Покачивать руками вниз- вверх, не сгибая пальцы).

    «Корни»

    Высокие красивые деревья здесь растут.

    (Показать руками «деревья»).

    А корни под землёю для них водичку пьют.

    (Показать руками «корни»).

    Статические упражнения для пальцев:

    • совершенствуют полученные ранее навыки более высоком уровне и требуют более

       тонких движений.

    «Зайчик»

    Кто там скачет на лужайке?

    Это длинноухий зайка!

    (Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем).

    Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

    Раз-два, раз- два. И ушами шевелит!

    (Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы).

    «Ножницы»

    Режу, режу ткань верчу,

    Научиться шить хочу!

    (Большой, безымянный и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то сходятся, то расходятся, имитируя движения ножниц).

    «Очки»

    Вот колечки- посмотри!

    Превращаются в очки!

    (Соединить большой и указательный и пальцы вместе в колечко.Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу).

    «Пчела»

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Над цветами я кружу!

    (Вращать указательным пальцем.Остальные пальцы прижаты к ладони большим пальцем).

    Динамические упражнения для пальцев:

    • развивают точную координацию движений;

    • учат сгибать и разгибать пальцы рук;

    • учат противопоставлять большой палец остальным.

    «Семья»

    Этот пальчик- дедушка,

    Этот пальчик- бабушка,

    Этот пальчик- папочка,

    Этот пальчик- мамочка,

    Этот пальчик- это Я.

    (Сжать пальчики в кулачок.Затем по очереди разгибать их, начиная  с большого пальца).

    Вот и вся моя семья.

    (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы).

    Задачи и направления коррекционно – логопедического сопровождения школьников в рамках ФГОС

    Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.

    Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Значит своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

    Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадет. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.

    В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования.

    Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам школ важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

    - придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    - более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

    - существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

              В концепции фундаментального ядра общего образования определены следующие основные виды универсальных учебных действий; личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения).

    Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности и включают:

    – целеполагание – планирование – прогнозирование – контроль в форме сличения способа действия и его результата – коррекция – оценка, элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

    Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного учителя-логопеда  как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

    Компонентами логопедического сопровождения являются:

    - профилактика речевых нарушений;

    - логопедическая диагностика;

    - коррекция речевых дефектов;

    - формирование всех сторон (компонентов) речи;

    - развитие невербальных психических функций;

    - развитие эмоционально – волевой сферы;

    - формирование нравственных установок ребёнка.

            Целью логопедического сопровождения является коррекция и развитие устной и письменной речи.

             В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата учитель-логопед самостоятельно ставит перед собой перечень задач.

    Задачи логопедического сопровождения.

    1. Провести логопедическую диагностику:

    - своевременно выявить речевые нарушения;

    - предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

    речевыми нарушениями;

    - определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

      2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи  детей-логопатов:

    - исправить дефектное звукопроизношение,

    - сформировать звукослоговую структуру слова,

    - развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

      3. Сформировать лексический компонент речи:

    - уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;

    - сформировать семантическую структуру слов;

    - развить лексическую системность и семантические поля;

    - сформировать парадигму словообразования;

    - закрепить учебную лингвистическую терминологию;

    - избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

      4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:

    - устранить имеющиеся аграмматизмы;

    - закрепить категориальное значение различных частей речи;     

    - отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;

    - уточнить грамматическое значение слов;

    - сформировать грамматические и морфологические обобщения;

    - развить морфемный и морфологический анализ.

      5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

    - сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

    - расширить фразу до необходимого объёма;

    - развить навык построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.

       6. Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.

       7. Скоррегировать проявления заикания, развить просодический компонент речи.

       8. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

    - мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале)

    - сукцессивный анализ и синтез;

    -свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

    - зрительную и речеслуховую память;

    - временные и пространственные представления;

    - мелкую моторику;

    - динамическую организацию двигательного акта;

    - сенсомоторные взаимодействия;

    - межполушарное взаимодействие.

    9. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

    - создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

    Для достижения эмоционального комфорта необходимо  положительно воспринимать даже   незначительные положительные достижения ребёнка, психологически   поддерживать его.

    Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.

    Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.

    10. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.

    11.Исключить эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности, фрустрации.

    12. Сформировать коммуникативные умения и навыки:

    - самостоятельно планировать речевое высказывание;

    - точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

    - диалогические и монологические высказывания;

    - умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

    - отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    - обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    - воспитание толерантности, культуры речевого общения.

    13. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

    Логопедическое сопровождение ведётся по следующим 

    направлениям:

    1. Диагностическое.

    - обследование речи учащихся с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.

    2. Коррекционно - развивающее.

    - индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

    - работа в составе школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

    - проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.

    3. Методическое.

    -повышение профессиональной компетентности;

    - консультирование педагогических работников;

    - консультирование родителей;

    - выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, школьных методических объединениях, заседаниях проблемных групп учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения;

    - проведение открытых логопедических занятий;

    - выступления на родительских собраниях;

    - публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;  

    - работа по теме самообразования;

    - диссеминация опыта работы;

    - совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками;

    - осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;

    - пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

    Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников.

    Документы учителя-логопеда

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie